Откровения мизантропа

24. Приложение 4: Непристроенные мысли.

Нижеследующие разрозненные заметки завершают картину моего беспросветного мизантропизма. По ним можно уверенно определить, что я стал таким, как есть, не за несколько последних лет, а значительно раньше. * * * 12.12.1990: По поводу продажи бананов исключительно ветеранам Великой Отечественной войны: Бананы -- для ветеранов. Я тоже хочу бананов! Чтоб их пожевать, нужна Какая-нибудь война: На ней пущу кровь рекою, Вернусь с пробитой башкою И буду жевать бананы, Как все жуют ветераны. 06.07.1991: Если вы назовете жену дурой, она от этого не поумнеет -- и даже не изменит своего мнения о себе -- так что можно дурой её и не называть. 04.09.1991: Однажды я присмотрелся к комару и увидел, что он чешет себе ногу. "У парня бывают такие же проблемы, как и у меня!" -- подумал я с умилением. 06.09.1991: Если бы чистка зубов стала частью религиозного ритуала, фанатики сдирали бы себе щётками зубную эмаль -- от усердия. 23.06.1992: Вы напоминаете мне человека, который сначала портит воздух, а потом оглядывается. Я знаю только одну национальную черту белорусов: ковырять в носу в общественном месте. Фирма "Быстрые похороны". 28.08.1992: Мир без добрых людей, Мир из острых углов, Из фальшивых друзей И неискренних слов. Мир торчащих гвоздей И текучих основ, Бесполезных идей И ленивых богов. 08.12.1992: О тараканах. Они были моими соседями в течение очень многих лет. Иногда их было так много, что казалось: не они живут у меня, а я -- у них. 27.10.1993: Вошел то ли бородатый, то ли небритый мужчина. 24.11.1993: Все мы хотя бы немного пархаты. 02.12.1993: Способен ли я изменить свои взгляды? Да я просто рвусь это сделать! Я примеряю на себя самые разные воззрения, но лишь немногие подходят мне хоть в чем-нибудь. 08.12.1993: У шариковых ручек своя особая скрытая жизнь. Со временем они куда-то исчезают, потом некоторые их них возвращаются. Одних людей они любят больше, других меньше. Меня почему-то не любят совсем. 09.12.1993: У меня с ним психическая несовместимость: он мелкий негодяй, а я -- крупный. 05.02.1994: Чтобы легче переносить неудачи, надо иметь их почаще. 11.02.1994: Количество должно было перейти в качество. Но не перешло. 25.02.1995: - Хаим, ты что таблетки глотаешь? Заболел? - Нет еще, но у них срок годности кончается. 05.04.1994: Кому-то приходится делать и грязную работу: называть вещи своими именами. Прочие выражают возмущение, но некоторые из них втайне соглашаются -- и радуются, что эта работа досталась не им. 13.04.1994: Самый простой способ стать счастливым -- решить, что ты уже счастлив. 20.05.1994: Это моя настольная книга: второй год валяется на столе, и никак не соберусь прочесть. Я говорю тебе это как бывший еврей. Девушка: "Можешь на меня положиться". 26.05.1994: Кто может быть изобретательнее и лживее старой спившейся бляди, ищущей, чем промочить горло? 25.06.1994: Самая зеленая трава и самые желтые одуванчики -- в детстве. 10.03.1995: Бескорыстность почти всегда означает отсутствие лишь НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ материальной выгоды. 21.07.1995: Остроумие обычно развивается у людей, у которых много праздного общения и мало ценных мыслей. 26.08.1995: Над чем у мелких писателей посмеиваются, над тем у великих задумываются в поисках скрытого значительного смысла. 15.09.1995: Да, непреодолимых препятствий почти что и нет: и это препят- ствие преодолимо, и то препятствие преодолимо, и вся ваша жизнь уходит на то, чтобы преодолевать разные преодолимые препятствия. Цель не оправдывает результата. 16.11.1995: Я не пророк: мне Бог ничего не подсказывает. Я до всего вынужден доходить своим умом. 16.01.1996: Болеть -- вредно для здоровья. 23.02.1996: У философа жена должна быть стерва. Или же вообще не должно быть жены. А если жена не стерва, то это не философ. 16.03.1996: Убивать -- это естественно. 14.04.1996: В моей нелюбви к праздникам, возможно, проявляется мой анархизм: я люблю поесть, посмеяться и т. д., но не люблю это делать тогда, когда предписывают. 20.04.1996: Есть много вещей, которые на первый взгляд представляются полезными, но при более тщательном рассмотрении таковыми не оказываются. Кто их придумал? Классные специалисты, не мне чета. Может быть, они даже посмеивались над такими, как я, говорили: "Они сами не знают, чего хотят". А себя, конечно, считали людьми, которые знают, чего хотят. 10.06.1996: Путь порока очень приятен вначале и очень неприятен в конце. Чем больше людей им следует, тем он короче для каждого. Если на него становится большинство, общество перестает существовать. Если же им идут немногие, они могут долго получать удовольствие и подбивать остальных на то же самое. 14.06.1996: Чем больше в обществе интеллектуалов, тем ниже их социальный статус. 17.06.1996: Для меня не осталось ничего святого, потому что всё святое подгребли под себя другие. 17.07.1996: Ганди: "Умение прощать -- свойство сильных, слабые никогда не прощают". Я: Злопамятность -- оружие слабых. Если хотите выжить -- не прощайте. Но хорошо скрывайте свою памятливость. И пусть прощают слабаки, воображающие себя сильными. У меня нет заблуждения насчет своей силы, поэтому я не склонен прощать. 30.07.1996: В моем издании Библии книга Екклесиаста почему-то начинается на странице 666. 02.08.1996: Какой-то там чемпион по метанию чего-то там. 03.08.1996: Иногда я прощаю обиды, но забывать о них -- никогда! От мести меня обычно удерживают не христианские чувства, а лень и нехватка времени. 14.08.1996: Мученики страдают, как правило, не за правду, а за свой вариант заблуждения. 05.09.1996: Он привык говорить то, что думает, но думать привык то, что положено. 06.09.1996: Некоторые люди гордятся своими болезнями как орденами: считают их свидетельствами своей самоотверженности. Кто-то там сказал: чтобы презирать награды, надо сначала их за- иметь. Но если я буду обладать тем, что считаю нужным презирать, тогда какой смысл в презрении?! 09.09.1996: Я не изменяю своим убеждениям: это мои убеждения изменяются со временем. 28.09.1996: Говорят: никакая великая идея не заслуживает того, чтобы за нее умирали. Но мне все-таки хочется умереть за какую-нибудь великую идею. Правда, это не значит, что я действительно решусь на такое дело или что решусь скоро. К тому же и подходящая идея не попада- ется. 02.10.1996: Всю жизнь я выдавливал из себя человеколюба и патриота -- и не выдавил до сих пор. Но уже близок к цели. 03.10.1996: Благие намерения обладают большой психотерапевтической силой. Но только если дело не доходит до их реализации и если их удается благополучно забыть. Реализация же благих намерений почти всегда приносит какие-нибудь неприятности. 08.10.1996: Подвиг безвестный, непонятый, невознагражденный -- это подвиг вдвойне. 17.10.1996: Думай о людях плохо, а они окажутся еще хуже, чем ты о них думаешь. Я думаю о людях очень плохо, чтобы не испытывать неприятных разочарований. 28.10.1996: Никакая философская система не повлияла существенно на мое мышление, потому что я, вследствие слабости своей памяти, не способен удержать в голове что-то более-менее сложное. Я не всегда помню даже то, что придумал сам, -- где уж мне помнить, что придумали другие! 30.10.1996: Некоторые гордятся тем, что ничего не боятся. Я же считаю своим достоинством то, что боюсь многого: боюсь обоснованно и с пользой. 24.11.1996: Я не демократ. Мне все равно, что думают массы. Что им внушат, то они и будут думать. При нынешнем развитии средств манипулиро- вания сознанием апеллировать к мнению масс -- значит быть дураком или обманщиком. Я же ни тем, ни другим быть не желаю. 25.11.1996: Если бы против меня не было такой массы людей и обстоятельств, меня бы это даже расстроило, потому что свидетельствовало бы о недостаточном величии моих замыслов. 26.11.1996: Называть свой народ быдлом -- не значит презирать его или пренебрегать его интересами. Обычно пастух любит свое стадо и даже считается с его мнением. Он даже идет иногда у стада на поводу. Но он никогда не забывает о том, что стадо существует для пастуха, а не пастух для стада. 15.12.1996: Можно понять, какие преимущества перед согражданами имел образованный грек или римлянин. Но к нашему времени накоплено такое огромное количество знаний, что даже очень образованный человек способен усвоить лишь незначительную их часть, причем вряд ли эта часть окажется подобранной эффективно, то есть вряд ли псевдознание и бесполезное знание не составят существенную его часть и вряд ли псевдознание и бесполезное знание не будет подавлять в этом человеке здравый смысл и уместные инстинктивные влечения. Так что в наше время быть образованным человеком вовсе не означает существенно выделяться в лучшую сторону по сравнению с невеждами. Образованный человек может "гладко врать" -- вводить в заблуждение других людей и себя самого но его способность улучшать жизнь (свою и окружающих) -- ничтожна. 20.12.1996: Кропоткин сказал: "Люди лучше учреждений". Но что касается учреждений, специально созданных для благодетельствования тех, кто туда обращаются, то тут нередко дело обстоит как раз наоборот. 15.01.1997: Это гениально! Поверьте мне: я знаю толк в таких вещах, поскольку я и сам -- гений! 01.04.1997: Я не люблю тех, кто в политике заблуждается с выгодой для себя. Мне симпатичнее те, кто заблуждается себе в убыток. 03.09.1997: Я не такое уж большое говно, чтобы бояться быть искренним. 05.06.1998: Неприятные дела лучше откладывать: есть шанс умереть раньше, чем придется их делать. 18.06.1998: Некоторые лижут чужие задницы с чувством собственного достоинства. 10.07.1998: Русский язык отягощен результатами деятельности недоумков пршлого. Почему пишут "супермен", хотя было бы более последова- тельным "Суперман" или "сьюпермэн"? Почему пишут "диффузия" с двумя "ф", а "офис" с одной, если в английском, откуда, скорее всего, сделано заимствование. имеем "diffusion" и "office"? 26.07.1998: Я перестану прощать людям их слабости, когда полностью избавлюсь от собственных. 07.08.1998: Якобы лживые фильмы и книги о революции 1917 года, гражданской войне и пр. показывают всё не так, как было, а так, как должно было быть. Они не лгут, а задают идеал. 01.10.1998: Я почти уверен в том, что своей родине я не нужен. Хуже того, возможно, я ей даже мешаю. То ли я слишком плохой для нее, то ли слишком хороший. Много раз я предлагал ей свои услуги, но встречал только безразличие, недоумение, раздражение. В лучшем случае она воспринимала меня как дешевый ресурс для простой работы. За все это я со временем тоже к ней охладел и стал реже испытывать воодушевление по ее поводу. Она вынуждает меня смотреть на нее как на материал, который я предпочитаю другому только потому, что он мне привычен. 14.12.1998: Если бы меня тоже в свое время подкормили западные благодетели, не исключено, что я бы, наверное, тоже был теперь либералом. Но они на меня как-то не обратили внимания, и поэтому я стал россий- ским патриотом. А теперь подкармливай меня или не подкармливай, я уже вряд ли поменяю свои взгляды. 08.08.1998: Может, кому-то условия моей жизни представляются не слишком тяжелыми, но для меня при моей чувствительности они были почти невыносимми. Выдержать их можно было лишь при наличии веры в свою избранность -- в то, что надо сохранить себя для чего-то значительного. Мысль об этом помогала мне устоять перед многими дурными соблазнами -- хотя и не всеми. 26.09.1998: В психушке все так говорят, К кому ни обратись: Меня сюда запёрли зря, Теперь хоть удавись! 06.10.1998: Из всяких там писателей мне больше нравятся те, кто не укло- нялись от участия в военных действиях, когда их родина воевала. 08.10.1998: Сходные обстоятельства формируют сходные личности. (К вопросу о моих совпадениях с Геббельсом.) 12.10.1998: Экс-губернатору какой-то там области и экс-вице-премьеру С-уеву по поводу его пения, показанного по телевизору в новостях: И танцует, и поет, Любит баб и водку пьет. Плюнешь -- как с гуся вода, В общем, парень хоть куда: С неба звездочку достать Или вам в карман насрать. 13.10.1998: Каждый болеет в меру своей глупости. 15.10.1998: За неимением гербовой подтираемся простой. 23.10.1998: Мужчина без амбиций -- это извращенец или дегенерат, и его надо убирать подальше. 28.11.1998: В борьбе, которую я веду, на моей стороне выступаю, по-видимому, лишь я один. Подвижники прошлого хотя бы имели уверенность, что с ними еще и Бог. 08.03.1999: Если истерический психопат выражает искреннюю заботу о вас, это скорее всего значит, что он наслаждается своей заботливостью, а не беспокоится по вашему поводу. 08.03.1999: Поскольку оправдания всегда находятся, надо заботиться о последствиях, а не об оправданиях. По поводу белорусской политической ситуации -- эпиграмма: Случайный герб. Случайный фаг. Случайный вождь -- ни друг, ни враг. Случайный путь. Случайный миф. Закономерен только взрыв, Который все это сметет, Чтоб повелось наоборот. 02.05.1999: Я не считаю, что мне не повезло, если я родился в России: во-первых, чрезмерный комфорт вреден, во вторых, люди отравляют друг другу жизнь везде примерно в одинаковой степени, но только разными способами. 18.05.1999: На рассвете хмурый полувзвод вскинет карабины, и старший лейтенант скомандует хриплым голосом "Пли!". 19.05.1999: Занимающий значительное место в европейской культуре ритуал дуэли был предназначен, среди прочего, для преодоления инстинктивного неприятия убийства: вооруженного, угрожающего противника психически нормальные люди убивают гораздо охотнее, чем беззащитного и слабого. Какого известного выродка ни возьми, всегда отыщется дурак или другой выродок (и не один), который скажет о нем искренние теплые слова в телекамеру. 23.05.1999: Люди делятся на тех, кто не может убивать, тех, кто не может не убивать, и тех, кто может убивать или не убивать. Полноценной является только последняя группа. 12.06.1999: Я не был любимым сыном своей Родины. Скорее был пасынком. У меня сложилось впечатление, что с большинством своих сыновей она обращалась несколько лучше, чем со мной. Во всей стране не найдется ни одного приличного здания, на которое можно было бы прикрепить мраморную доску с надписью "Здесь жил с такого-то по такой-то год известный философ Бурьяк". Зато можно указать множество обшарпанных общежитий, в которых я подолгу обретался, а также несколько грязных подъездов, в которых иногда коротал ночи. 14.06.1999: Я буду похоронен, как солдат: в общей яме на краю бранного поля. Погибнуть -- это дано не каждому: большинство просто отбрасывает копыта. 15.06.1999: Эпитафия мне: "Стремился ко многому, но не сумел ни мир изменить, ни даже собственную жизнь устроить." Если видишь неестественное, то естественно предположить и сверхъестественное. 09.07.1999: Можно всю жизнь искать истину -- и не найти ее. Но любой искатель истины, даже если он неудачник, мне симпатичнее тех, кто никогда не утруждали себя ее поисками. 03.08.1999: Судите, иначе судимы будете. 14.08.1999: Для меня зло не имеет ни пола, ни возраста. 15.08.1999: О Ницше: воля к власти у него была, а власти у него не было. Если всё валится из рук, и мир представляется абсурдным и невыносимым, и жить больше не хочется, то, может, пора для начала потравить у себя глистов. 29.08.1999: Оценкой окружающих пренебрегают и философы, и хамы, но по разным причинам. 07.09.1999: Я не считаю зазорным учиться и у тех, кто младше меня, и у тех, кто глупее меня, и у тех, кого я не люблю. Внимание к чужим мнениям у меня проявляется не столько из вежливости, сколько из лени: не так уже редко случается, что у других можно что-то нужное для себя без труда позаимствовать. 25.09.1999: Я -- философ, то есть фигура почти равная богам. Ну, что-то вроде того. Место в истории мне почти обеспечено. А разные там мелкие тираны попадают в историю только в случае, если какой-нибудь философ, вроде меня, соизволяет о них написать. 28.10.1999: Столько раз случалось, что вещи, в которых я был абсолютно уверен, оказывались не совсем такими (или даже совсем не такими), какими я их представлял, что я решил, что лучше сомневаться во всем (или, вернее, быть готовым усомниться в чем угодно). 29.10.1999: Бывают такие родители, что лучше не иметь никаких, но государство почему-то демонстративно заботится только о детях-сиротах. 26.11.1999: Эдуард Лимонов пишет в "Анатомии героя", что на войне в Сербской Крайнине ходил в атаку два раза. Это много или мало? Много -- если учесть, что большинство вообще не ходит в атаку, а из тех, кто ходят, многие после первой же отправляются домой без руки или ноги, а то и вовсе в цинковом ящике. А если остаются в живых, то до конца своих дней мучаются кошмарами и лечат психику. 15.02.2000: Есть люди, которые сдаются уже при первых трудностях. И есть люди, которые сдаются лишь в крайнем случае. Что же касается ме- ня, то я из тех, кто не сдаются вообще: из-за своей недостаточной гибкости, избыточной самоуверенности, суицидальной наклонности или презрительного отношения к обществу. 26.02.2000: Больше всего ценятся те политические проститутки, которые на политических проституток не похожи. 20.03.2000: Чрезмерное остроумие идет от праздности, поверхностности и стремления выделиться. 21.03.2000: Интерпретация названий моих книжек: "Технология карьеры" --> "Размышления неудачника" "Искусство выживания --> "Советы помойного кота" "Как быть вождем" --> "Мечта идиота" "Откровения мизантропа" --> "Жалобы неврастеника" "Общая теория войны" --> "Как выглядит война с моего дивана" 05.06.2000: Люди, тоскующие по какой-нибудь ушедшей эпохе, считающие современность блеклой, бесплодной, неподходящей и оправдывающие этим свою неустроенность, свой неуспех, -- это, как правило, люди недостаточно гибкие, чтобы приспособиться к обстоятельствам и недостаточно сильные, чтобы обстоятельства изменить. В ту эпоху, по которой они тоскуют, они были бы такими же неустроен- ными и недовольными, как и в свою. Считать какие-то периоды в истории более благополучными, чем другие, -- это нормально. Но оправдывать свои неудачи задержкой своего появления на свет -- значит признаваться в своей ограниченности. Завершившуюся эпоху понять проще, чем текущую. И так же проще впасть в иллюзию ее понимания. 29.06.2000: Кто-то скажет: "Не люблю, когда сильный бьет слабого". Возражаю: а разве слабый может побить сильного? Искусство жить включает способность развивать в себе силу и бить того, кто слабый, но вредный. 14.07.2000: Ах, до чего любят власть имущие негодяи христианнейших всепро- щенцев и до чего не любят они злобствующих и настроенных мстить, вроде меня! О полезной деятельности некоторых правителей можно сказать, что за долгий срок очень трудно не сделать что-то хорошее хотя бы нечаянно. Сложные истины открываются только очень немногим и не сразу -- поэтому они и называются сложными. Может, мои мысли и являются заблуждениями, но они мои и потому для меня они дороже, чем ваши. 05.08.2000: При очередной смуте в конце XX века Россию предали в первую очередь те, с кем она больше всего носилась, -- ее любимые сыновья и дочки: спортсмены, академики, писатели и т. п. Многие из них под шумок перебрались за границу, некоторые остались продолжать свое грязное дело здесь. В отличие от них, у меня и возможности-то не было сделать то же самое: ни сбережений, ни известности, ни должности. * * * Патриотизм является обязанностью только для тех, кто получили от Родины больше благ, чем дали ей, а также для тех, кто зани- мают должность, предполагающую его. Для остальных граждан патрио- тизм -- дело добровольное, хотя и желательное, и его отсутствие не может быть поставлено им в вину. Никто не обязан любить Родину просто так. Каждый в праве выбрать Родину, которую он может позволить себе любить. Отсутствие патриотизма -- качество подо- зрительное, но не обязательно свидетельствующее о дурных наклон- ностях индивидуума. Людям свойственно непроизвольно приобретать любовь к кому-то или чему-то просто так -- не в связи с какими- либо особыми качествами предмет своей симпатии -- но вменять это им в обязанность -- значит, поступать несправедливо. Патриотизм не является безусловно важным условием личного выживания. Беспри- чинный патриотизм рядовых граждан балует государство и делает его неблагодарным. 24.08.2000: Чужие пороки всегда представляются более предосудительными, чем собственные. 29.08.2000: Женщины средних лет, не сумевшие устроить себе семейную жизнь, иногда начинают враждебно относиться к мужчинам вообще. Некоторые из них даже подводят под свою враждебность теоретическую основу: по их мнению, человеческий мир создан мужчинами и для мужчин, а женщины в нем -- бесправные эксплуатируемые существа, которые не могут себя чувствовать иначе, чем дискомфортно. 06.10.2000: Я из тех, кто в случае полного обеднения скорее начнет грабить и убивать, чем рыться в мусорных контейнерах. 07.10.2000: Против несчастной любви очень помогает физическая нагрузка. Я живу, конечно, в мире своих фантазий, но до чего захватыва- ющим бывает этот мир! Вдохновение -- это как бы легкий оргазм, растянутый на часы. Это вовсе не значит, что надо заменять сексуальные впечатления творческими, но иногда приходится. Я -- воин: я всю жизнь обитал, по сути, в казарме и всю жизнь сражался. Я не приучен к красоте и уюту, меня раздражает роскошь. Когда у меня нет конфликтов, я их ищу. Ницше, конечно, философ очень смутный и не вполне психически нормальный, но зато честный, страстно стремившийся к истине и ни к кому не приспосабливавшийся. Кто хочет бросить в мир значитель- ные идеи, тот должен работать, как Ницше. Не иначе. А сходить с ума при этом не обязательно. 08.10.2000: В стиле Ларошфуко: Одним и тем же вещам мы находим положительные названия и определения, когда эти вещи относятся к нам самим или к людям, которые нам симпатичны, и отрицательные названия и определения, когда эти вещи относятся к людям, которые нам не по вкусу. 01.11.2000: Я не мусульманин и не иудей И сало считаю едою своей. Кто сала не ценит, тот просто дурак, А я им питаюсь и с хлебом, и так. 30.11.2000: Влюбиться раз-другой, конечно, можно -- для разнообразия жизненного опыта. Но делать это надо с большой осторожностью. Если вам не ответят взаимностью, вы будете мучиться, а если ответят, может оказаться еще хуже: вам захочется жениться, а через несколько лет вы крайне разочаруетесь в своем выборе, но разводиться будет уже затруднительно, потому что появятся дети. Вот и получается, что жениться надо по расчету, а дальше можно и влюбиться в кого-нибудь. Выйти замуж за старого, знаменитого и состоятельного -- это очень даже неплохо. Дети получат от него звучную фамилию, и это существенно облегчит им карьеру. В случае развода выйти во второй раз замуж будет значительно легче, чем после брака с каким-нибудь голодранцем. Если старый и знаменитый загнется вовремя, вдове останется масса имущества и возможность жить как хочется. А если при живом еще муже будет очень тянуть на сексуальные отношения, а старик не справится, можно при некоторой ловкости завести себе подходящего любовника, который обеспечит требуемое. 08.01.2001: По-видимому, наказывать за убийство детей их родителями или родителей -- их детьми надо менее строго, чем за убийство посто- ронних людей: не только потому, что в указанных случаях человек убивает как бы часть себя, но также и потому, что убитый, скорее всего, является выродком (кто-то в большей степени, кто-то в меньшей; кто-то явно, кто-то в скрытой форме), и таким образом происходит очищение общества от низкокачнственного "человеческого материала". Не то чтобы надо поощрять такие убийства, но и препятствовать им надлежит не очень сильно: пусть выродки уничтожают друг друга. Не настолько мало на земле людей, чтобы сражаться за каждую особь независимо от ее качества. А вот за истязание родителями детей следует наказывать очень строго, потому что дети становятся от этого еще более тяжелыми нравственными уродами, чем их родители, и к тому же остаются жить. 13.02.2001: Житуха полна опасностей: чуть где-нибудь зазеваешься и -- шмяк-шмяк! 07.05.2001: К новой прозе: Из редкой пожухлой травы злобно глядел кузнечик. На угрюмых дубах зловеще шелестела листва. По стеклу аквариума метались голодные улитки. * * * Адольф Гитлер -- это Жанна д'Арк Третьего рейха. 14.07.2001: Мне мои сомнения дороже, чем вам ваши убеждения. 20.08.2001: Многое выглядит хорошим только потому, что смотришь издалека и недолго. 27.06.2001: У настоящего философа убеждений нет, зато в избытке сомнения. Сомнение есть мнение о возможной ошибочности некоторого мнения. Чем больше в голове сомнений, тем меньше там места для просто-мнений. 21.07.2001: Люди, не способные к компромиссам, живут недолго и плохо. Если я не считаю себя носителем абсолютных истин, то почему я должен мучиться совестью по поводу своих компромиссов? Когда есть воз- можность, я поступаю по-своему; когда ее нет (и нет возможности ее приблизить), я просто жду. 22.07.2001: Как правило, хорошие книги пишутся годами. А потом живут столетиями. Но пока добросовестный автор годами дополняет и шлифует свое произведение, халтурщик кропает какую-нибудь скороспелку, бежит в издательство и срывает куш. Он не столбит участок -- он метит его своим дерьмом, как бегемот. 17.08.2001: Мне не нравится вариант русскости, выведенный в фильмах Василия Шукшина. Таких туповатых истерических психопатов, тужащихся что-то из себя представить, я встречал, конечно, не только в его фильмах, но преимущественно среди алкоголиков и всегда старался держаться от них подальше. "Русская удаль", которая чувствуется в его героях, на самом деле есть просто несобранность ("без царя в голове") из-за того, что никакие четкие жизненные установки привиты не были, а дойти до них своим умишком оказалось не дано. Шукшин, конечно, был "за правду", и талант большой, и Высоцкий с ним дружил (а со мной не дружил бы -- как и я с ним), но фильмы я предпочитаю смотреть другие. 14.02.2002: Я не люблю выражений типа "ленинградский писатель" или "московский философ". И подозрительно отношусь к личностям, которых такими выражениями характеризуют. Подобные ярлыки очень подходят для мелких деятелей -- продолжателей, подража- телей, толкователей, графоманов, имитаторов, салонных позеров. 09.03.2002: Солдаты не торопятся умереть: они окапываются, они стреляют из укрытия -- редко и наверняка, они готовы не беспокоить противника по ночам, если противник не будет беспокоить их. Предстоящий обед занимает их мысли больше, чем конечная цель войны. Но вот в их ряды затесывается комиссар и начинает подбивать всех рвануться геройски вперед. Он говорит красивые слова про смелость и самоотверженность, и от его речей все чувствуют себя подлецами и трусами и думают, что, может, лучше и в самом деле рвануть вперед -- чтобы только этот убедительный комиссар перестал давить на психику. Им бы сказать комиссару: заткнись или рви вперед один, если считаешь, что это нужно, а мы понюхали пороху немного побольше тебя и лучше знаем, как делать такие дела. Но нет, они рвут вперед сами и получают то, что и должны получить, а комиссар, если остается жив, давит на психику их примером уже каким-нибудь другим солдатам. 14.03.2002: Из предисловия переводчика к "Книге пяти колец" Миямото Мусаси: "Говорят, он в то время никогда не принимал ванны, чтобы не быть застигнутым врасплох без оружия, и приобрел дикий и жутковатый вид." Вот так всякая ахинея кочует из одной книжки в другую. Может, он в придачу и не спал "в то время" совсем -- "чтобы не быть застигнутым врасплох"?! Как будто нельзя положить меч рядом с ванной (или бочкой). И даже два меча. И всякие ножики. 20.03.2002: В брезгливом любопытстве наверняка всегда есть примесь желания насладиться собственным превосходством. Благополучие достигается исключительно через страдание (которое, правда, не всегда чрезмерно болезненное): чтобы быть сильным и выносливым, надо изнурять себя тренировками, а чтобы не простужаться, надо регулярно мучить себя холодом. Двух этих вещей достаточно, чтобы отравить жизнь чувствительному и ленивому человеку. А ведь еще нужно очень многое: воздерживаться от чрезмерного употребления шоколадных конфет, заставлять себя чистить зубы, терпеть разошедшегося негодяя, избегать хождения на антиправительственные демонстрации и т. д., и т. п. Правильный путь -- это путь насилия. Насилия над собой. А свобода от нудных обязанностей -- только в мечтах. Зато мечтать будет можно сравнительно долго. 30.03.2002: Есть ли у меня психические проблемы? Да постоянно. Во-первых, я не люблю психически ущербных. Из-за этого у меня нередко бывают с ними столкновения. Во-вторых, психически ущербные не любят меня. Из-за этого у меня тоже нередко бывают с ними столкновения. Вот так и живу.

Возврат в оглавление