(С некоторыми людьми я переписывался под прозвищем "Задира".
Поскольку оно давало мне иногда приятные поводы для зубоскаль-
ства, я решил сохранить его и здесь. Мой любимый оппонент звался,
в свою очередь, Уорвиком. В других местах он фигурирует у меня
как некто М. Помимо Уорвика, я общался и с некоторыми другими лю-
бителями поспорить. Это были, как правило, случайные собеседники,
не имевшие понятия о том, какое-то мизантропическое чудовище
эксплуатировало их в своих гнусных творческих целях. Я к ним всем
испытываю чувство благодарности.)
08.02.2003:
Время подлецов. Один подлец, которого какие-то умники сообразили
назначить послом в Японии, совершил в очередной раз предательство --
возжаждал сбежать в США, да не получилось. В американском посольстве
ему наверняка сказали: сдались нам такие диссиденты на нашу шею!
Для начала помути-ка ты воду у себя на родине. А то нашелся тут,
тихий инакомыслящий, подпольщик сраный! Между тем, другие подлецы
всерьез обсуждают, насколько он повысил благодаря этому свой шанс
стать президентом и какой он вообще образованный и не лишенный
достоинств человек. Совесть -- химера.
Сейчас очередной казус. Известный оппозиционер, призывавший к
бескомпромиссной борьбе с всенародноизбранным и готовившийся чуть
ли не собственнозубно рвать его на части, спокойно устраивается
работать ведущим телепрограммы на президентское телевидение.
Страна моральных уродов. Уроды те, кто его туда взял. Урод он --
поскольку туда пошел. Урод на уроде. Может, он воображает себя
Штирлицем? Этакий публичный непотопляемый Максим Исаев, которого
бестолочь Мюллер никак не может припереть к стенке, несмотря на
открытое ношение тем буденновки, именного нагана от Ворошилова и
звезды Героя Советского Союза на правом борте эсэсовского кителя.
Родина моя, ты сошла с ума.
11.02.2003:
Уорвику.
Это всё у меня от зависти, дорогой. От зависти. Ведь я со своей
глуповатой физиономией, со своим скудным образованием, со своим
махровым скепсисом даже не рискну соваться куда бы то ни было. А
если бы и рискнул, то всё равно ничего не вышло бы. А Вам навер-
няка и соваться даже не надо: вас за руки тянут. Сижу вот, тоскую
по востребованности, размышляю о перипетиях. Погрызу кого-нибудь
-- легчает. Но не надолго. Надо снова грызть. Но кого?! Грызть
давно погрызенных другими -- пожеванных, прослюнявленных -- нет
никакого удовольствия. Грызть негрызябельных -- не поймут. А то и
в драку полезут: никакой ведь культуры у людей.
* * *
Телевизионный канал Ваш -- коммерческий только формально. На
самом деле это канал всенародноизбранного. Частные капиталы там
-- не тех частников. Работать сегодня на телевидении -- тем более
на коммерческом -- это значит сильно грешить. Чем лучше получится
Ваша передача, тем эффектнее пойдет вредная пропаганда по каналу
в целом, когда для всенародноизбранного настанет "время Ч". К
тому же, чтобы "держать рейтинг", Вам придется толкать всякую
похабщину, которую не сможет компенсировать присутствие отдельных
толковых тем.
* * *
О ваших любимых телеведущих. Швыдкой -- чудовище: тонкий
деструктор (может, вы понимаете, что я имею в виду). Познер --
немногим лучше. Мое мнение: честный человек не может быть на виду
в нынешнем телевидении. Если он честный, его честностью будут там
подпирать и маскировать чью-то нечестность. А это УЖЕ с его
стороны было бы нечестно.
* * *
Что касается Вашего предложения поучаствовать в Вашей телепере-
даче -- спасибо. Но такой, какой есть, я не впишусь в коллектив,
а сильно приспосабливаться нет острой денежной необходимости.
* * *
Как можно легко догадаться, никакого жидо-масонского заговора
изначально не было. Его выдумали антисемиты. И сфабриковали
известную книжку "Протоколы сионских мудрецов". Сильная получи-
лась книжка -- хоть и не евреями написанная. Теперь жидо-масоны
водят пальчиками по строчкам этих "Протоколов" и пункт за
пунктом реализуют изложенные там зловещие планы. Аналогично
антисемитам мы в настоящий момент имеем блестящую и редкую
возможность сочинить жидо-уорвикский заговор против всенародно-
избранного, против белорусского народа, против Русского Мира
вообще. Концепция заговора такова. Сначала надо "раскрутить"
Уорвика на телевидении. Потом Уорвик, став неимоверно популярным,
без труда пролезет в парламент. Когда случатся президентские
выборы, этот яркий общеизвестный деятель выдвинет свою дражайшую
кандидатуру от объединенных либерально-педерастических сил.
Только кретины могут сомневаться в его победе. Далее настанет
эпоха Уорвика. Короткая, но яркая. Яркая, но короткая. По тому
что после всеобщего развала придет к власти уже Задира -- с ему
подобными негодяями, любящими черный цвет и строевую подготовку.
Они разметут жидкую толпу всяких отсидевших за компьютерами свои
лучшие части тела -- узкогрудых, прокуренных, с серьгами в ушах,
защитников общечеловеческих ценностей. Я уже мысленно вижу четкие
черные колонны, марширующие по главной улице Минска -- бывшей
Захарьевской, потом Сталинскому-Гитлеровскому-Ленинскому-Скорины
проспекту, срочно и окончательно переименованному в проспект
Задиры. Впереди сам Задира на белой лошади. Лошадь слегка
нервничает и громко портит воздух, но в целом держится неплохо.
Задира и вовсе великолепен. Ликующий народ на тротуарах
скандирует "На-ци-я! На-ци-я! За-ди-ра!".
Но ведь вы же не этого хотите, сограждане?!
* * *
Ладно, Уорвик. Я Вас уже почти простил. Может, Вы поступили не
так уж и плохо. Я отходчивый. Житуха и в самом деле очень сложная
штука. Совершенно чистым быть невозможно. Да и не нужно. Я и сам
не чист. Пробуйте. Почему-то даже захотелось пожелать Вам успеха.
Вот Вам идея: по каждой передаче (может, даже до того, как она
состоится) открывайте в интернете дискуссию с примерно таким
стандартно начинающимся названием ">>> ВЫБОР: ...".
И кстати, Вы хоть улыбайтесь в камеру-то, Уорвик! А то у Вас
там такой вид, как будто я уже где-то рядом.
Но всё же теперь -- чуть что -- всенародноизбранный будет
заявлять: какая падла тут вякала, что нет свободы слова на моем
телевидении?!!
Еще раз спасибо за приглашение на Ваше шоу. Не знаю, насколько
искреннее это приглашение, а мое "спасибо" искреннее. Но мне
в самом деле нет смысла туда переться: я не думаю, что после
моего появления на экране мне начнут названивать журналисты,
а издатели станут предлагать свои услуги; что меня назначат не
меньше чем сенатором, а может, даже председателем Гостелерадио.
Или что куча моих обнаружившихся единомышленников будет искать
контакта со мною, чтобы вместе организовать какую-нибудь
радикальную партию. Для здешней публики я слишком особенный.
А если так, какой мне резон суетиться? За 20$ (или сколько у вас
там платят за "сеанс") лезть из кожи вон и нервничать перед
телекамерой к вящей славе Вашей особы? А еще развлекать быдло,
щелкающее кнопками переключения каналов. И конечно, воображать
себе при этом, что сеешь разумное, доброе, вечное! Да и нет у
меня куража, чтобы выпендриваться на публике. К тому же, можно
легко превратиться в посмешище. Вот поджечь что-нибудь изподтишка
или ножиком кого пырнуть в темном подъезде -- это я еще, может
быть, потяну. Ну, статейку могу ехидную накропать под настроение.
Наверное, это мой "потолок".
* * *
Мой прогноз: Вы продержитесь на телевидении полгода максимум.
К исходу этого срока Вы рассоритесь со своим новым начальством,
а публике приедитесь своим аполитичным мелкотемьем. Лично я
никаких Познеров, Швыдких, Шустеров и прочих talk show men не
смотрю вовсе. Причина -- всего лишь отвращение к болтовне. Но для
Вас я, может быть, стану делать иногда короткие исключения: хотя
бы из любопытства к судьбе вышеупомянутого прогноза.
12.02.2003:
С другой стороны, чем уорвиковская деятельность на телевидении
хуже, к примеру, моего активничания на "форумах" в интернете? В
первом случае -- попытка сделать хорошую передачу на деструктив-
ном телевидении, во втором -- попытка обмениваться нормальными
идеями на деструктивном "портале". (Попробуем на время отодвинуть
грызучее подозрение, что человек типа Уровика не может сделать
хорошую телепередачу В ПРИНЦИПЕ, потому что, будучи абсурдистом-
-либералом-западником, обязательно сорвется где-нибудь на вредную
чушь: а вдруг все-таки СМОЖЕТ? Случайно или вследствие какого-то
духовного прозрения.) Если я -- такой особенный и антидеструктив-
ный -- вылезаю на каком-нибудь "форуме", то владелец соответст-
вующего "портала", запачканного всякой разлагающей чушью,
приобретает в чьих-то глазах репутацию человека терпимого и
политически нейтрального (каковым вряд ли является), а наивная
молодежь, льнущая к "порталу", чтобы знакомиться там с моими
глубокими рассуждениями о разной чепухе, цепляет заодно
интеллектуальную заразу, разбросанную по "порталу" тут и там и
замаскированную под невинные вещи.
И еще одно соображение. Допустим, Уровик неисправимо плох,
и передача его в целом заведомо плоха. Но ведь из этого еще не
следует, что ее невозможно использовать в благих целях, с благими
результатами. Идея: отнестись к Уорвику как к манипулируемому
субъекту; как к ресурсу, а не личности. Пусть даже и для того,
чтобы уменьшить вредное действие его передачи.
13.02.2003:
Достоинством уорвиковой телепередачи является то, что он не
очень высовывается в эфир со своим абсурдистским мировоззрением.
Его вредная суть проявляется в основном в выборе тем и участни-
ков.
Со временем стремление удержаться на плаву принудит Уорвика
"заострить" передачу. Есть два способа сделать это: 1) обсуждение
всякой "патологии" (дебилов, извращенцев, наркоманов, психов,
проституток, уродов, насильников и т. п.) -- стравливание борцов
за "свободу" и "человечность" с борцами против этой "патологии";
2) обсуждение политики, насколько это позволяет конъюнктура. В
первом случае будет просто впрыскивание помоев в мозги согражда-
нам. Во втором случае, может быть, кому-то удастся позаниматься
посредством уорвиковой передачи замаскированной рекламой
правильных общественных движений, а также пропагандой некоторых
очень здравых, но несколько спорных идей. Но насколько эта
передача будет общественно полезной в этом отношении, настолько
же сильным будет у власть имущих желание ее ликвидировать.
А уйти Уорвик постарается со скандалом: предложит какую-нибудь
страшную тему, скажем, "Харизма и сумасшествие", а когда
начальство упрется, он устроит ему патетическую сцену, может
быть, даже демонстративно порвет контракт и отматерит, а потом в
оппозиционной газете будет поведывать миру о своей неудавшейся
рыцарской попытке сдвинуть общество с мертвой точки, о косности
окопавшихся на TV негодяев, о трусости, близорукости, мелочности,
завистливости, бездарности и полной непригодности к чему-либо
практическому всяких Задир.
Кстати, технологический совет Уорвику: на записи передачи дер-
жать в качестве зрителей предполагаемых активных участников
следующей передачи -- чтобы они привыкли к телекамере и прочему.
17.02.2003:
Глянул краем глаза передачу Уорвика. Дорогой, но ведь это
действительно убожество. Ни дискуссии, ни зрелища. Ведущий
должен держаться как истероидный психопат, а не как шизоидный.
На Вашем лице было большими буквами написано: "Позор! Позор!
Скоро выгонят!" Отчетливо видно, что это далеко не прямой эфир.
Реплики состыкованы кое-как. Участники по-белорусски сдержаны,
а попросту серы, несмотря на звания. Публика не завелась -- да,
наверное, и не способна была завестись. Дело явно идет к
закрытию лавочки. А жаль.
Какой смысл обвинять Уорвика в том, что он не привел в теле-
студию голодных учителей, горящих желанием публично разоблачить
гнусную политику государства в отношении школы? Аналогично любого
из обвинителей можно встречно обвинить в том, что он занимается
болтовней, тогда как честнее было бы обвязаться гранатами и
броситься под автомобиль всенародноизбранного.
А подбор участников телепередачи -- это действительно очень
трудное дело: желающих много, но у одних дикция не приведи
Господь, у других психика явно не в порядке, третьи рожей не
вышли, четвертые не могут сказать что-либо путное по существу
рассматриваемого вопроса, пятые и вовсе дураки сверх меры. "Голая
правда" -- на телевидении вещь редкая: отобранная, отредактиро-
ванная, откомментированная, вкрапленная в нужный контекст. И это
не всегда плохо, потому что люди хотят идеала, красивой
занимательной сказки, а дерьмо они видят вокруг без всякого
телевидения.
Уорвик имеет шанс сделать что-то хорошее в рамках открывшихся
у него телевизионных возможностей. Что-то настолько хорошее, что
оно перевесит сопутствующий неизбежный вред. Но сможет ли этот
человек вырулить в данной ситуации? Ой, я такой пессимист! А
пробовать помочь ему нет смысла, потому что он непоколебимо
уверен в своих выдающихся способностях, а среди прочего, в особой
открываемости истин для него одного. Кроме того, у меня есть
поприще повыгоднее, а самое главное -- я из другого лагеря.
18.02.2003:
И кстати, Уорвик, помните ли Вы невысокого человека в черном,
со свирепым выражением лица, который недели три назад разглядывал
Вас на станции метро "Октябрьская"? Это ж был я, Задира
Великолепный -- угрюмо обозревающий окрестности в поисках жертвы,
в которую можно было бы немедленно вцепиться бульдожьей хваткой
старого бретёра. Я, конечно, набросился бы на Вас, да не был
уверен, что распознал правильно: ведь я столько лет не имел
счастья лицезреть Вас! Теперь мне достаточно лишь включать в
определенные моменты телевизор.
25.02.2003:
Уорвик верен себе. Притащил в телестудию какого-то искусствен-
ного белоруса, который даже не знает, что в белорусском языке
нет мягкого "ч", говорит "эта" вместо "гэта" и вообще является
литературным пачкуном, которого давно пора наказать за вред,
который он причиняет русской словесности, белорусской словес-
ности, человечеству вообще. У этого пачкуна, впрочем, есть
талантик, как сказал Достоевский в "Бесах" про одного своего
героя, но от этого талантика получается одна только мерзость.
Двигайте в эфир подобных деятелей, Уорвик, ширьте их известность,
вбивайте гвоздики в гроб белорусского возрождения. Когда-нибудь
мы повесим вас всех вместе. Фигурально, конечно. А мысленно я
повесил Вас уже сегодня утром. И ведь в который раз!
27.02.2003:
Старые девы и отчасти матери-одиночки -- порождение следующих
факторов: 1) повышенных требований к мужчине при собственных
невыдающихся качествах; 2) неважных жилищных и вообще материаль-
ных условиях, непривлекательности родственников; 3) слабости или
неправильной ориентации полового влечения; 4) недостаточного ума,
не дающего возможности осознать и хотя бы частично преодолеть
факторы 1, 2, 3. Ко времени, когда женщина становится несколько
умнее и сговорчивее, обнаруживается, что она уже старовата для
деторождения, и здравомыслящий мужчина не хочет с нею рисковать.
Кроме того, у нее в анамнезе числится некоторое количество не-
удачных матримониальных попыток, заходивших далеко, а нормальный
мужчина не приемлет такой ситуации инстинктивно. В обществе идет
естественный отбор, и кто-то оказывается за бортом. Конечно,
нередко из-за неблагоприятных случайностей, страдают и вполне
ценные женщины. Но мне их не очень жаль: они-то не очень меня
жалели, когда я неделями мучился без их снисходительного внима-
ния. К тому же я и сам если не за бортом, то уж очень близко от
него: если не в упомянутом отношении, то в другом. Я устало машу
затупленной абордажной саблей, пытаясь пробиться уже даже не на
капитанский мостик, а хотя бы в теплый вонючий трюм.
Я чуть выше, чем Дени де Вито; чуть плотнее, чем Пол Ньюмэн;
чуть симпатичнее, чем Евгений Леонов. Мой возраст -- как у
Карлсона, который живет на крыше. Характером я -- вылитый Ален
Делон, только не пью двойной бурбон и плохо говорю по-французски.
Я даже немного поэт -- почти как Пушкин -- но сволочная публика
не интересуется моими стихами. Моя душа тянется к светлому и
рвется, можно сказать, ввысь, а вокруг сплошная серятина. Я часто
бываю весел, а изредка даже слегка навеселе, но, говорят, мои
шутки -- злые. Но давайте не будем слушать злые языки. Мои доходы
позволяют мне снимать квартиру для любовницы, но моя скупость мне
этого не позволяет. Я мог бы разок свозить любовницу в Париж, но
ведь жена тогда тоже захочет! Я утончен и занудлив и обожаю мыть
руки перед едой. Я влюбчив, но женщины шарахаются от меня, как от
сифилитика. Какого члена им надо -- не знаю. Как могут они
отказываться от моего, если они его даже не видели, -- не могу
понять. Но я смутно догадываюсь, что любить меня затруднительно:
я ведь и сам отношусь к себе хорошо далеко не каждый день. Я не
знаю, какие ужасные вещи читают обо мне женщины на моем вроде бы
заурядном лице. Они -- существа довольно иррациональные и не
всегда могут выразить словами то, что у них в голове. Но, может
быть, я и сам бы от себя шарахнулся, если бы удалось посмотреть
на себя глазами типичной женщины. Так ведь есть же и извращенки
-- которым чем хуже, тем лучше! Приди ко мне, о дорогая, и
расскажи мне, чем я особенно плох. А потом я поцелую тебя, куда
захочешь.
27.02.2003:
Я думаю, что чем хуже будут идти дела в белорусском обществе
в ближайшее время, тем скорее у нас появится какой-нибудь новый
всенародноизбранный. Поэтому если от телевизионных потуг Уорвика
есть польза для страны уже сейчас, то он работает на продление
политического маразма. А если от его работы сейчас больше вреда,
чем пользы, то кто же тот выдающийся подрывник, который так ловко
использует его против власти? Вообще, если признать нынешнюю
власть безнадежно плохой, то в настоящее время надо считать
уместными лишь те практические инициативы, от которых экономи-
ческое и всякое прочее положение белорусского народа становится
только хуже. Надо позволять двигаться вперед всяким бездарям,
имитаторам, путаникам, подлецам, ворам, трусам, взяточникам;
радоваться всякому назначению косноязычного плебея на высокую
должность. Надо дать им всем возможность беспрепятственно обо-
сраться всеми теми способами, какими они хотят. Параллельно надо
ковать идеологию победы, а также ширить и дисциплинировать ряды
активистов. Когда же полное обсирание, наконец, случится, и изго-
лодавшийся отчаявшийся народ начнет устраивать самочинные разби-
рательства, вот тут-то у массы и появится спрос на новых лидеров:
ярких, по-новому капающих на мозги, не скомпрометированных
жалкими попытками уживания со старой властью.
03.03.2003:
Нравственные письма Уорвику. Продолжение.
Дорогой Уорвик!
По Вашему замечанию насчет "васисуалистых революционеров" я
вижу, что Вы не оставили дурной привычки заниматься провокациями
-- несмотря на свое тесное сотрудничество с "режимом" в настоя-
щее время. У некоторых эти самые провокации, знаете ли, ну очень
тонко получаются: здесь поговорят о чести, там -- о совести; тру-
сость ругнут; посетуют на обилие ничтожеств вокруг. Я, конечно,
тоже не против, чтобы какие-то нужные мне дела делались без моего
непосредственного участия: мои зубы будут целее, да и с дивана
слезать лень. Но я хотя бы не подбиваю на такие дела других и
всегда напоминаю, что надо быть осторожными и идти вперед
широким, но плотным фронтом -- плечо к плечу.
Попробуйте, наконец, догадаться, что в отличие от либеральных
демократов, ищущих случая получить от "режима" не очень сильно по
морде, чтобы смыться на Запад в качестве политических беженцев,
на гарантированный паек, я и мне подобные большой удали себе
позволить не можем: на Западе нас не ждут (как и ни в каком
другом месте, кроме тюрьмы), и потому мы вынуждены взвешивать
каждое свое слово и считать каждый свой зуб.
Кстати, интересно получается: в отличие от Вас, я никогда в
принципе не отказывался от сотрудничества с "режимом" (на опреде-
ленных, конечно, условиях: "режим" этот -- почти такое же говно,
как и другие, так что нет смысла привередничать), а сотрудничать
выпало почему-то Вам -- бескомпромиссному и яростному борцу с
ним. Но это, наверное, единственно потому, что Ваши способности
блестящи и признаются даже Вашими врагами; я же в части искры
божьей, по мнению "лучших людей" этой несчастной полунации,
блекл и немощен (как известно, сермяжные интеллектуалы "от сохи"
хорошо разбираются во всяких талантах), а что касается честности
-- насколько таковая у меня имеется -- то это по нынешним
временам довольно большой недостаток (иногда даже решающий).
Думаю, мне все-таки не следует желать Вам успеха на Вашем
телевизионном поприще -- несмотря на мои теплейшие чувства к Вам.
Потому что чем хуже, тем лучше. По крайней мере, так мне сейчас
представляется. Но если Вам просто было нечего есть, я готов
принять Ваш голод в качестве несколько смягчающего обстоятельства
и при случае убить Вас не сразу, а постепенно.
С революционным приветом, искренний почитатель Вашего растра-
ченного на ерунду таланта, Задира Васисуальевич Злобный, эсквайр.
04.03.2003:
Здравствуйте, любезный Уорвик!
Я говорю вам "здравствуйте", потому что очень боюсь остаться
один-одинешенек в этом мрачном мире шустрых серостей. Кроме того,
у меня иногда возникает желание застрелить Вас собственноручно,
когда придет пора, и мне бы не хотелось, чтобы какой-нибудь
зеленый придурок меня в этом деле опередил.
Ваша последняя телепередача по поводу женской красоты --
точное попадание в цель. Она умилила всех Ваших поклонников, а
меня -- в особенности. Да что я -- даже моя супруга кричала: "Не
смей выключать телевизор!" Но я все-таки выключил: у супруги и
собственной дурости хватает. Уверяю Вас: Вы встали на верный
путь. Вы, можно сказать, попали на золотую жилу. Отныне всё быдло
-- Ваше. Все эти любители прикалываться, все сосальщики пива,
вся либерально-лавочная мордастая шваль с мобильниками, всё это
жлобьё. Ведь в запасе еще куча захватывающих тем, малотоптанных
в здешних местах: теща, адюльтер, альфонсы, однополый брак,
шведский брак, неравный брак, брак женщины с гомиком,
проституция, подростковый секс, секс среди сумасшедших, секс с
иностранцами, секс по телефону, секс платонический, секс с самим
собой, геронтофилия, педофилия и т. п. Смею робко надеяться, что
хотя бы до скотоложества не дойдет. (Кроме того, у меня зреет
смутное подозрение, что Вы кончите жизнь сутенером или
сексуальным маньяком -- и тогда я уже не смогу говорить Вам
"любезный" и "дорогой".) Это блестящее созвездие дискуссионных
тем можно растянуть на год, а то и больше, ведь пошлость
неисчерпаема. Правда, тогда рухнет мой прогноз насчет того, что
Вы продержитесь на TV не больше шести месяцев. Ну и чёрт с ним!
Я за Вас только порадуюсь: в этой вонючей стране скоро каждая
собака будет знать Уорвика в лицо, а значит, сбудется мечта
идиота (Ваша, а не моя). И тогда резко повысится возможность
реализации моего второго прогноза -- насчет того, что Вы станете
вторым президентом, а я третьим. Хотя как считать: нынешний
всенародноизбранный -- в настоящее время по существу уже второй с
половиной (единый в первом, втором и втором с половиной лицах --
поскольку избран во второй раз, а до этого еще чуть-чуть прибавил
себе срока), так что по другому счету Вы сможете стать лишь
третьим с половиной, а я -- и вовсе четвертым. С половиной. (И
тогда сбудется еще одна мечта идиота -- на этот раз моя.)
Но что за подбор участников телепередачи?! Не иначе, вы наду-
мали перетаскать в свою студию весь этот сраный местный бомонд,
это вырожденческое "общество", эту разболтанную либеральную
шушеру. Одна только эта Ваша провинциальная гризетка чего стоит!
(Убейте -- сам точно не знаю, что такое "провинциальная
гризетка", но один очень подкованный в языке товарищ вот точно
так назвал одну похожую облезлую тетку.) Впрочем, Вы всегда
отличались неразборчивостью в связях (делая исключение только
для васисуалистых революционеров -- и на том спасибо).
И кстати, кто здесь теперь -- без Вас-то -- главный грызун
текущего всенародноизбранного, главный вдохновитель, теоретик и
организатор коллективного грызения? Я ведь для этой роли трусоват
и к тому же вечно занят всякой чепухой.
Извиняюсь, что мои письма всегда появляются с некоторым отста-
ванием от вызвавших их телевизионных зрелищ: как Вам известно, я
не пишу на злобу дня (чихать мне на злобу дня, у меня собственной
злобы хватает).
Весь Ваш до последнего патрона, почетный член ЦК партии левых
эсеров Задира Меткий.
P. S. Мне надо бы уже перестать строчить Вам письма -- пусть и
нравственные -- а то придурки решат, что я из тщеславия примазы-
ваюсь к великому человеку. Им ведь невдомек, кто из нас двоих
великий на самом деле. Я возобновлю свои поучения, когда Вас
уволят с TV (крах моей президентской карьеры!), и Вам понадо-
бится моральная опора (и мне тоже!).
10.03.2003:
"На методологию же нападали и нападают человечки не в вашей
весовой категории, и то отскакивают как от стенки горох."
Не мудрено: есть немало бредовых идеологических систем (и можно
по аналогии с ними придумать кучу новых), которые практически
неопровержимы, потому что особым образом построены. Собственно,
никакой здравомыслящий человек и не возьмется их опровергать --
поскольку это не нужно: толковые люди и без детального разбора
довольно быстро с ним соглашаются, что имеют дело со всего лишь
заумной чепухой, разновидностью коллективного заскока
(интеллектуальной заразы, тупика в умственном развитии), а людей
бестолковых, эмоционально тяготеющих к зауми, все равно
рассуждениями не проймешь. Этим последним очень хочется быть
особенными, носителями универсальных истин в их самых лучших
незыблемых формулировках. Ставить под сомнение их "символ веры"
-- значит оскорблять их, святотатство- вать, расписываться в
своей ничтожности. Помимо "методологии" Щедровицкого, есть
геополитика, НЛО, спиритизм, теософия, пара- нормальные явления,
жидо-масонский заговор, всякие протестантские "системы" (баптизм,
адвентизм и т. п.). Если какая-то "замкнутая система" и имеет в
начале своего существования здравое зерно, то ее "развитие",
осуществляемое экзальтированными энтузиастами, приводит к его
надежной нейтрализации. Хуже того, сам отец-основатель, если еще
жив и не сошел с ума, нередко начинает со временем жульничать:
умалчивать о вскрывшихся недостатках и ограничениях своего
подхода и заменять рассуждение демагогией. Это можно хорошо
рассмотреть хотя бы на примере Мартина Лютера.
* * *
"Но Вы найдете мне 3-х человек, которые будут в эфире
доказывать, что Быкова в Беларусь пущать нельзя? Что он плохой
писатель?"
Мою фамилию Вы знаете. Я не берусь в эфире доказывать, что
"Быкова в Беларусь пущать нельзя" -- не потому, что считаю, что
"пущать можно", а потому что, по-моему, этот вопрос вообще не
актуален для Беларуси: не та фигура, которая может здесь что-то
изменить. Я также не берусь доказывать, что Быков плохой писатель.
Но я бы смог привести кое-какие доводы в пользу того, что
писатель он довольно средний (а может, и хуже), которого в
политических целях пытаются изобразить как выдающегося мастера
слова и вообще могучего общественного деятеля. К тому же, он
наверняка сам не хочет возвращаться в Беларусь: в Праге-то жить
интереснее. (Кстати, нашелся, наверное, соображающий человек и
подсказал "совести нации", что в политических интересах лучше
болтаться эмигрантом в Чехии, освобожденной Красной Армией, а не
в Германии, к которой у белорусов счет по поводу "каждого
четвертого".) Но я не собираюсь раскрывать истинное лицо Быкова
(каким оно мне видится, конечно) на ВАШЕЙ телепередаче -- потому
что не считаю нужным лить ни с того ни с сего воду на мельницу
властей (я даже мочиться на нее не хочу!). Да меня на Вашу пере-
дачу и не взяли бы -- потому что я маленький, "нераскрученный".
Даже представить меня публике толком нельзя: не "профессиональный
философ", не доцент какой-нибудь, даже не член хоть какой бы ни
было задрипанной академии. А мое почетное членство в ЦК партии
левых эсеров -- это ж пустой звук по нынешним временам. Короче,
мой голос -- "тоньше писка". К тому же Вы ведь боитесь ненароком
сделать Задиру популярным. А вдруг его потом не "задвинешь"?! Это
ж не какой-нибудь старый пердун! (Между тем, Ваше опасение
совершенно напрасно: я и перед камерой-то держаться не умею.)
Впрочем, я не то что на Быкова -- я даже на Вас любимого не буду
делать политический донос (хотя руки чешутся): чем хуже, тем
лучше. Хочу, чтобы не телевидении было еще больше Уорвиков --
плохих и разных! И пусть они тащат в свои передачи исключительно
матерых дураков, подлецов и всяких извращенцев. Чтобы экран
сочился мерзостью. Чтобы народ плевался в экран. Это будет очень
кстати, когда наши пойдут в атаку. Когда васисуалистые революцио-
неры сбросят маски васисуалистости и предстанут в своем истинном,
торжественно-жестоком обличье.
Нет, моя любимая слуховая галлюцинация -- грохот барабанов --
меня сегодня что-то не преследует. Устал, наверное...
18.03.2003:
"И эрудиции Вам не занимать, и способности рассуждать. Но
в суждениях Ваших есть систематический дефект: они провоцируют
злобу, активизируют глубинные комплексы, запускают свинский
иррационализм. Именно поэтому я всегда был и буду против адептов
иррационализма и фашиствующих интеллектуалов."
Дорогой Уорвик! Я не считаю эрудицию достоинством. Скорее, это
психический недостаток, и он мне не свойственен. Эрудиция -- это
для преподавателей, решателей кроссвордов, участников всяких
телешоу. Я же -- агрессивный скептик, который эти разновидности
людей едва терпит. Скептик не может быть эрудитом, потому что не
придает большого значения той чепухе, которой насовали ему в
голову в процессе получения так называемого образования и позже.
Действительно, я сравнительно много читаю, и кое-что из прочитан-
ного задерживается на некоторое время в той части моей памяти,
из которой иногда удается что-то извлечь, но это вовсе не значит,
что я знаток хоть чего-нибудь или могу БЛЕСНУТЬ. Да я и не
стремлюсь к подобным достижениям. Вообще, как у Вас повернулся
язык назвать эрудитом МЕНЯ -- антипрогрессиста, убежденного
варвара, ненавидящего 99% достижений вашей вымирающей цивилизации
и тянущегося к ножу всякий раз, когда кто-то рядом начинает
зудеть о культуре, интеллигентности и духовности?! Ведь я же не
обзывал Вас фашистом!
Откуда берутся рассуждающие эрудиты? Я думаю, вырастают из
мальчиков-отличников, которым нравилось изумлять учителей и
мам-пап своим многознанием. Эти мальчики-отличники хватаются за
разные книжки, чтобы побольше натолкать из них себе в память
всякой всячины и далее блистать и нарываться на похвалы. Потом
детство уходит, а дурная привычка остается.
Теперь о "способности рассуждать". Вы и здесь проскакиваете
чуть-чуть мимо цели. Я охотно признаю, что могу мыслить лучше
многих других (но не так хорошо, как некоторые и как хотелось
бы). Но способность мыслить -- не то же, что способность рассуж-
дать: это способность рассуждать плюс способность проявлять
интуицию плюс способность эффективно сочетать рассуждения и
интуицию.
До недавних пор я считал Вас абсурдистом, но все-таки умным
человеком -- умным в МОЕМ смысле. Теперь я склоняюсь к мысли,
что Вы умны лишь в Вашем собственном смысле, то есть в смысле
"эрудиция + способность рассуждать". Когда читает книжку
человек Вашего типа, он стремится побольше запомнить. Когда
читает человек моего типа, он стремится посильнее возбудить
собственное мышление, выявить у автора ключевые недостатки,
ну, что-то, может быть, и позаимствовать (самое лучшее и совсем
чуть-чуть -- чтобы не перегружаться). Когда человек Вашего типа
сталкивается с какой-нибудь проблемой, он пробует ВСПОМНИТЬ, что
надо делать; когда с проблемой сталкивается человек моего типа,
он пробует СООБРАЗИТЬ. Я -- из породы тех, кто делают здравое в
этой сраной культуре, Вы -- из породы тех, кто изучают,
комментируют, искажают, распространяют или истребляют продукты
усилий таких людей, как я. Стругацкие в "Граде обреченном"
выделяют две группы приличных людей: строителей храма и
хранителей храма. Попадаете ли Вы хотя бы во вторую группу? Не
знаю, не знаю. Ведь есть еще группа засирателей храма, группа
разрушителей храма, группа пристройщиков к храму всякой
архитектурной мерзости, группа расписывателей храма разной
чепухой. И есть группа изгонятелей из храма представителей
четырех последних групп. Что до меня, то я принадлежу к первой
группе -- и к последней. Аз есмь начало и конец. Первый и
последний. Альфа и Омега.
Вы не столько думаете, сколько вспоминаете (хотя Вам навер-
няка кажется, что Вы как раз думаете). Иными словами, Вы имеете
ту же настройку психики, что и толпа (масса, быдло), только
ориентируетесь на другой "культурный пласт". Конечно, и у Вас
бывают просветления, прорывы в подлинное мыслительство, но
редко, очень редко. В остальное же время Вы -- обыкновенный
рассуждающий эрудит с претензией на значительность.
Я -- не очень выдающийся мыслитель, и мне трудно разобраться,
как получаются такие, как Вы, и как получаются такие, как я. Не
исключено, что на каком-то начальном отрезке своего жизненного
пути мы были почти одинаковы, но потом меня начало клонить в
сторону скепсиса и радикального творчества, Вас -- в сторону
эрудизма и рассуждательства. Подозреваю, что Щедровицкий был тот
человек, который добил в Вас мыслителя.
О "фашиствующих интеллектуалах". Если в каком-то месте я
высказался как фашист, это вовсе не означает, что я фашист и
есть. В каких-то других местах я высказывался как коммунист,
христианин, мусульманин, васисуалистый революционер анархистского
пошиба или даже тухлый либерал. Я сам по себе, с собственными
сравнительно устойчивыми взглядами, и мне чихать на вашу систему
этикеток. Вам трудно понять, кто я есть, потому что Вы не можете
ничего на этот счет ВСПОМНИТЬ. Если Вам хочется учитывать меня по
классу фашистов -- Бога ради: я смотрю на такие вещи как на
условности. Но если это начнет мешать моей практической
деятельности, я все-таки подам на Вас в суд. И там мы продолжим
наши упоительные "прения сторон"! Только вот беда: ни один из
Ваших приятелей-газетчиков не настрочит по этому поводу репортажа
-- пусть даже и злобного по отношению ко мне. Вы ж все удавитесь
ради того, чтобы не дать мне подняться. Самоотверженные герои,
однако.
18.03.2003:
"Вы открыли этот фонтан дури. Попробуйте заткнуть его. Сделайте
хоть что-то доброе в своей жизни. Не абстрактно доброе, то, что
представляется добрым в Ваших собственных интеллигентских
извращениях. А просто доброе, по-человечески. Или слабо?"
Мне делать добро не слабо. Мне слабо разобраться, что добро, а
что зло. У меня имеются какие-то представления на этот счет, но я
не уверен в их правильности. Между тем, текущие обстоятельства не
требуют безотлагательного действия, поэтому я и не тороплюсь.
Ваши оппоненты, глумящиеся над Вами, подпитываются Вашим
вниманием к ним. Перестаньте реагировать на их высказывания, и
им станет неинтересно Вас грызть. Но нет, Вам неймется отвечать
им. Это желание сильнее Вас. И я вижу в этом что-то нездоровое.
Что-то вроде страсти к азартной игре. Кстати, это подтверждает
одну мою мысль, а именно, что нормальный человек вряд ли сможет
попасть на нынешнее телевидение -- даже не в качестве ведущего,
а и просто в качестве "объекта" показа. Только выродки,
припыленные, извращенцы, подлецы, лицемеры, воры и пр. В лучшем
случае благообразные удобные дураки. Прочие -- только в
результате какого-то сбоя в системе отбора. Таким образом, если
Вас вскоре уволят, причина может оказаться в том, что Вы где-то
не вполне вписались в этот уродливый ряд.
Конечно, меня не очень радует, если в некоторой ситуации
какой-нибудь дурак, псих или хам оказывается со мною по одну
сторону баррикады. От таких личностей одна только дискредитация
моего светлого образа. И меня, по здравом размышлении, совсем не
радует, что блохи кусают моего любимого врага. К тому же, они
действуют так неизящно, что задевают мое эстетическое чувство. Но
отвечать за Вас на оскорбления в Ваш адрес -- значит уподобляться
Вам в Вашей слабости. Поэтому я решил подождать, пока Вас не
начнут бить ногами. Если же кто-то критикует Вас по существу, но,
на мой взгляд, где-то упрощает, преувеличивает или иным образом
немного отклоняется от истины, какой она мне представляется, то я
отношусь к таким вещам снисходительно.
18.03.2002:
"Вы открыли этот фонтан дури. Попробуйте заткнуть его. Сделайте
хоть что-то доброе в своей жизни."
Ну вот: Задира, защити! Но как?! Вы думаете, достаточно мне
крикнуть Вашим врагам "Брысь!", и они все кинутся врассыпную?
Точно? Я настолько уже всех запугал своей агрессивностью, что они
боятся одного моего слова? Ситуация сильно напоминает потешный
эпизод в фильме "Семь самураев". Сначала крестьяне прячутся от
этих славных воинов и говорят про них нехорошие вещи, а потом при
первых звуках тревоги летят сломя голову под их защиту: "Самураи,
спасите!"
Да, все знают, что Задира -- храбрый рыцарь на белой лошади.
Без "мизерикорда", но "с понятием". Но у Задиры на шлеме плюмаж
весь истрепался, и после недавнего боя плохо держится панцирь, а
у белой лошади подкова на левой задней ноге отвалилась и к тому
же непонятный понос вторую неделю (у лошади, а не у Задиры), так
что Задира пока не может. Попробуйте отбиться сами. Эрудицией.
И потом, что мне потом без Вас прикажете делать? Если я не буду
писать Вам нравственных и прочих писем, то кому же тогда мне
писать? Конечно, я невезучий. Скажем, у Маркса для переписки
были Энгельс и Каутский. У Ленина -- и вовсе целый ЦК. У Фридриха
Великого был один только Мопертюи, но толковый. У Екатерины II --
блистательный Вольтер. У Чаадаева был Пушкин. У Пушкина --
Вяземский. У Герцена -- верный Огарев. У лейтенанта Шмидта --
даже прекрасная дама. И только у меня -- какой-то Уорвик, да и
тот норовит улизнуть. Не Богу же мне строчить письма на манер
несчастного Руссо! Я тут попробовал переписываться с местным
презиком, так он, разэтакий, не ответил мне ни разу. Даже не
знаю, к кому еще обратиться. Не судьба мне, видно, отличиться в
эпистолярном жанре, и надо переключаться на памфлеты. Или на
сатирические комедии. Только может способностей не хватить.
* * *
Дорогой Уорвик!
Честно скажу: я Ваших телепередач не смотрю. Я только включаю
их на несколько минут, чтобы убедиться, что в параметрах Вашей
личности не произошло никаких заметных изменений. Может быть, это
не по-вражески (я должен бы ругаться и грозить кулаком в экран
телевизора при каждом Вашем там появлении), но мне жалко времени
на Ваше шоу. Там ведь нет и проблеска толковых идей. Гладкие ли-
ца, гладкие речи, гладкие мнения. Парад вздорных интеллектуалов.
Проблема в надуманной формулировке вырывается из контекста и
деловито обсуждается, как будто без этого выброшенного контекста
ее можно не то что решить, а хотя бы понять. Прекрасно. Абсурди-
зация масс ведется в ударном темпе. Чем хуже, тем лучше. Уже
можно накапливать оружие в тайниках и договариваться с представи-
телями дружественных партий о сигнале к атаке.
О теме Вашей последней телевизионной дискуссии ("Опасна ли для
страны утечка мозгов", кажется). Что за нелепый вопрос?! Опасно
ВСЁ! Опасно даже вставание утром с постели. И кстати, попробуйте
еще раз убедить меня в том, что Ваш телеканал не работает на
всенародноизбранного: ведь отчетливо же просвечивает намерение
внушить публике, что в стране всё хорошо, только кое-что немного
опасно. Впрочем, Вы как курильщик вряд ли замечаете разницу между
понятиями "опасное" и "вредное": на каждой Вашей дурацкой пачке
сигарет написано "Курение опасно для вашего здоровья", хотя на
самом деле оно отнюдь не опасно, а очень даже вредно.
Если же говорить о том, вредна ли для страны утечка мозгов, то
это сильно зависит от мозгов. Утечка таких мозгов как Ваши и Ваших
друзей-приятелей, я думаю, была бы для страны очень даже полезна.
А утечка таких мозгов, как мои, -- и вовсе безразлична: я по сути
давно уже во "внутренней эмиграции", а никто этого и не замечает.
В общем, надо смотреть, что за мозги утекают. Очень хочется,
чтобы утекали преимущественно мозги курильщиков, автомобильщиков,
собачников, шибко предприимчивых выродков, извращенцев и т. п.
Также было бы неплохо, чтобы полностью стекли на Запад мозги
Союза писателей, Пен-клуба и нескольких академических институтов.
Ну, может, за малыми исключениями. Наверное, надо бы составить
список тех мозгов, которым было бы лучше утечь отсюда с концами.
Правда, есть одна трудность: в других странах никто не хочет брать
их себе даже бесплатно.
19.03.2003
Любезный Уорвик!
Я снова поменял мнение о Вашей телепередаче (путь к истине
бывает труден -- Вы ж знаете!). Теперь я считаю, что причиняемый
ею сегодня вред стране будущей пользой не окупится. Поясню свою
мысль. Мой лозунг "Чем хуже, тем лучше" применим лишь к ситуации
в экономике, здравоохранении, обеспечении правопорядка и в неко-
торых других областях, но он не применим к состоянию мозгов
нации. Мозги должны светлеть (причем не только за счет утечки их
мутной фракции за рубеж), иначе они не осознают первопричин
проблем в экономике, здравоохранении и пр. Между тем, Вы своим
телешоу уничтожаете способность нации думать -- и без того
довольно слабую. Так что, наверное, с некоторых пор Вы не просто
путанник, мелкий пожиратель ресурсов и "подопытное животное"
моей виртуальной лаборатории, а государственный, знаете ли,
преступник. Чего доброго, меня самого еще когда-нибудь привлекут
к ответственности за то, что сегодня вытворяет мое лабораторное
существо! А мне это совсем ни к чему, так что я категорически
призываю Вас к порядку!
Вы внушаете массе мысль, что эта масса умеет глубоко думать;
что ее сраные дурацкие мнения -- не лишь бы что. Но лучше бы она
душилась дешевым скепсисом по углам...
Возьмем, к примеру, тему Вашей следующей телевизионной псев-
додискуссии -- "Доверяете ли вы альтернативной (народной,
нетрадиционной и т. д.) медицине?" Вы провоцируете людей на
ответы "да" и "нет", тем самым прививая им безразличие к
существенным нюансам. Скажем, куда девалось "доверяй, но
проверяй"?! И почему нельзя проявлять в одних ситуациях больше
доверия, а в других меньше? И что вообще за понятие такое --
"доверяй"? И неужели "алтернативная" медицина -- это нечто целое,
и не может быть разного отношения к разным ее частям? Ведь
специально же для дураков-формалистов придумали "многозначную
логику", "расплывчатую логику", но, видно, и это не помогает. У
них по-прежнему только "да-да" или "нет-нет", а Задира у них --
от лукавого.
Правильная формулировка была бы "Как относиться к так называ-
емой альтернативной медицине?" Но она не вписывается в концепцию
Вашего шоу ("Выбор", то есть "да" или "нет"). А даже если и с
правильной формулировкой, разве можно тащить обсуждение такого
серьезного вопроса в эфир? Корректная дискуссия -- это скучно для
публики. Некорректная дискуссия -- забавно, но оглупляет. К тому
же в шоу больше впечатляют не те доводы, которые правильны, а те,
которые броско высказаны. Что вынесут люди из такого шоу? Любые
полезные сведения -- если таковые и прозвучат -- окажутся переме-
шаны со всякой белибердой, так что в головах только прибавится
каши. Лучше было бы просто показать научно-популярный фильм о
шарлатанах. Но он не будит азарта, не оставляет легкой эйфории
от растворения понятий в мозгах, а, главное, прибавляет полезных
знаний и -- самое страшное! -- может приучить к здравомыслию.
Кстати, в том, чтобы народ стал еще глупее, заинтересованы как
нынешние власть имущие, так и спешащие им на смену либеральные
общечеловеки. Поэтому, делая свою телевизионную передачу, вы,
наверное, вовсе не предаете либеральную оппозицию, а, наоборот,
выполняете нужную ей работу.
* * *
Из либеральной газеты:
"ПРАВОЗАЩИТНИКА ОБЛИЛИ ПИВОМ. Печальный случай произошел не
так давно с ведущим программы "Права человека -- взгляд в мир"
Евгением Новиковым. Он сидел за столиком летнего кафе возле
универсама 'Центральный', что на проспекте Скорины. И вдруг рядом
буквально просвистела кружка с пивом, причем часть благородного
напитка пролилась аккурат на борца за правильный выбор. Оказа-
лось, что метким кружкометателем оказался [два раза 'оказался' --
так в оригинале] известный в оппозиционных кругах политолог
Уорвик, который таким образом решил выразить свое отношение к
Евгению Новикову..."
Ну и что в этом хорошего? Это говорит лишь о Вашей легкой
возбудимости до непотребства, об отсутствии чувства меры или
даже о стремлении прославиться хоть чем-нибудь. Мне тоже
случалось нападать на людей, но только непосредственно в ответ
на их большое хамство по отношению ко мне, а не из-за их
общественной позиции или их моральных качеств. Причины такой
снисходительности три: 1) я не уверен, что со временем моя оценка
их позиции не изменится; 2) меня не сильно тянет на дешевые
геройства; 3) у меня хватает личных проблем и без драк при
свидетелях. Поэтому я даже гомиков не задираю на улицах, не
говоря уже о липовых правозащитниках. А если я все-таки начну
выражать свое отношение к людям всякими резкими способами, то
займусь в первую очередь курильщиками, автомобильщиками,
собачниками и матершинниками, а не липовыми правозащитниками.
Кстати, Вы в том летнем кафе либо были не один и разыграли
спектакль специально для того человека, который побежит в
редакцию газеты рассказывать о Вашем подвиге, либо и вовсе
помчались в редакцию сами. Уж во что не поверю, так это в то,
что оппозиционные газетчики (или их информаторы) присутствовали
на месте кружкометания случайно или что милиция сама сообщила
в газету о поимке известного политолога.
Далее, представим, что я решу последовать Вашему примеру:
подожду, пока Ваша телевизионная звезда взойдет повыше, а потом
публично совершу тщательно спланированное нападение на Вас в
саморекламных целях. Из газеты "Помойная правда": "ПОПУЛЯРНЫЙ
ТЕЛЕВЕДУЩИЙ АТАКОВАН ПСИХОМ. Печальный случай произошел не так
давно с ведущим программы 'ВЫБОР' Уорвиком. Он стоял у ларька,
торгующего эротическими журналами возле универсама 'Центральный',
что на проспекте Скорины. И вдруг рядом буквально просвистела
кружка с пивом, причем часть благородного напитка пролилась
аккурат на борца за права человека. Оказалось, что метким
кружкометателем оказался [два раза 'оказался' -- так в оригинале]
малоизвестный интернет-философ Задира, который таким образом
решил выразить свое отношение к Уорвику, к его телепередаче и
заодно ко всякому педерастизму..." "Поскольку Задире долго не
удавалось подловить Уорвика возле киоска, запасенное на это дело
пиво протухло и стало напоминать мочу не только цветом, но и
запахом. Задержанный случайно оказавшимися рядом активистами
еврейского спортивного общества 'Маккаби', Задира размахивал
руками, брызгал слюной и нецензурно выражался в присутствии
грудных детей. На предложение прибывшего наряда милиции
последовать с ним в участок он грубо заявил, что пока ему не
повторят то же самое на 'роднай мове', он посылает всю милицию
подальше. В конце концов Задиру утащили в наручниках, причем
одна дама успела ударить его по затылку зонтиком, а случайно
оказавшиеся рядом активисты еврейского спортивного общества
'Маккаби' крикнули ему несколько раз в спину обидное слово
'фашист'."
20.03.2003:
"Бросьте дурью маяться, меняйте свою позицию, загляните на мою
сторону баррикады, потолкуем, чайку попьем или чего покрепче!"
Любезный Уорвик!
Как иногда я чувствую непреодолимую симпатию к Адольфу Гитлеру
(несмотря на все зло, которое он причинил человечеству, моему
народу, моей семье), так иногда я чувствую и непреодолимую симпа-
тию к Вам (несмотря на всю противоположность наших политических и
философских позиций). Наверное, в нас троих есть что-то общее --
достаточно существенное, чтобы можно было говорить о духовном
сродстве. Это отстраненность от будней, приподнятость над толпой,
претензия на особую роль, легкая возбудимость, способность на
великодушные поступки под настроение. Так давайте и соберемся
втроем -- Вы, я и Адольф Гитлер. Ну, просто поговорим немного,
споем "Хорст Вессель" на брудершафт. А кто старое помянет, тому
глаз выбьем -- пивной кружкой. Правда, я повеселиться люблю, а вы
оба вечно мрачные, как палачи, да и держитесь, как натянутая
струна. Но, может, в моем дружелюбном окружении, вам удастся
немного расслабиться...
* * *
Бывают минуты слабости, когда я готов простить весь мир, даже
педиков. Но только представьте, что Вы подвернетесь мне под руку
в один из таких моментов! Ведь я же могу расчувствоваться,
перейти на "ты" и, может быть, даже пустить слезу. И тогда у меня
появятся моральные обязательства перед Вами, и я больше не смогу
грызть Вас прежним образом. И кого же я буду тогда грызть?! Жену,
детей, товарищей по работе, несчастного соседа по дому? Но ведь
это мне совсем не надо. Поэтому я согласен расчувствоваться,
перейти на "ты" и, может быть, даже пустить слезу только в слу-
чае, если Вы подберете мне потом взамен Вас какого-нибудь другого
Уорвика -- такого же нестандартного, азартного, амбициозного,
путанного, незлобливого и достаточно отличающегося от меня по
взглядам, чтобы я мог цепляться к нему по разным поводам.
И ох уж мне эти моральные обязательства! До сих пор я был --
слава Богу! -- почти свободен от них и мог об очень многих
говорить то, что думаю. А представьте, что с Вас я начну
неразборчиво наращивать свои социальные связи. Однажды окажется,
что вокруг сплошь людишки, а не люди, а послать подальше НЕКОГО.
Я же не настолько хамоват, чтобы без большой необходимости
говорить плохо о человеке, с которым здоровался за руку, а может,
и ел за одним столом. Я попаду в ту же ловушку, в которой
оказались Вы. И буду, как Вы, заниматься самообманом.
* * *
"Я его бил по личным мотивам, за то, что он оскорбил моих
друзей, людей которых я уважаю и люблю."
Может, он и моих друзей оскорблял -- не знаю: я же его теле-
передачи не слушал. Может, и Вы оскорбляете моих людей в своих
телешоу -- не знаю: я же и Вас не слушаю. И что значит "оскорб-
лять"? А вдруг он всего лишь клеветой занимался? Или немного
сгущал краски? А может, и вовсе говорил обидную правду? И ладно
бы наброситься на оскорбляющего (клевещущего?) в самый момент
оскорбления (клеветы?) или чуть-чуть позже: это бы значило, что
поддались эмоциям, и только. Это понятно и рассматривается как
смягчающее обстоятельство. Или Вам тогда самому пиво в голову
ударило? И кстати, я тоже, мягко говоря, не высокого мнения, о
либеральной среде, в которой Вы болтаетесь. И как знать: когда
Вы говорите мне "загляните на мою сторону баррикады, потолкуем,
чайку попьем...", то, может быть, просто заманиваете меня в
темный угол, чтобы потом наброситься -- скажем, за то, что я
иногда называю сразу весь народ быдлом или, к примеру, говорю
нехорошие вещи о Щедровицком? А ведь я не Новиков, и дело может
дойти до взаимного пыряния ножиками, а мне сейчас только этого и
не хватает.
* * *
"Загляните на мою сторону баррикады, потолкуем, чайку
попьем..."
Не иначе, Вы хотите примазаться ко мне, чтобы хоть каким-то
боком войти в историю. Ведь, наверное, даже Вы, при всей Вашей
абсурдности, не можете не замечать, что в этой занюханной стране,
в этом загнивающем человечестве я -- один из очень немногих, в
ком еще шевелится здравая творческая мысль; в ком есть широта и
смелость. Между тем, я и без Ваших любезностей почти как пьяный:
переполнен счастьем и едва замечаю ситуацию вокруг. Где-то там,
далеко внизу, копошатся Уорвики и всенародноизбранные, некто Буш
наступает на Багдад (или на Петроград?!), а я в прострации, я пью
из золотого кубка божественное блаженство самолюбования. Господи,
разве человеку с таким воображением бывает нужно что-то еще?!
Задира -- последний римлянин (или последний варвар? или первый
сверхчеловек?!). Он -- пророк, Великий Посвященный, а, может
быть, даже и очередная реинкарнация Будды. "Я -- гений Задик
Северянин!" Я торопливо кропаю эти строки в экстазе и рискую
вот-вот потерять сознание от прилива неимоверного восторга.
* * *
Предательство всегда дурно пахнет, но нельзя судить о вещах
исключительно по их запаху...
Я отнюдь не клоню к тому, что новоиспеченный шоумен Уорвик,
которого я обозвал моральным уродом за фактическую помощь
всенародноизбранному, которого он считал большим негодяем, -- не
совсем моральный урод. Этот Уорвик, полагаю, как раз урод, -- если
не в этом, так в чем-то другом. (Что до меня, то я, может быть,
и вовсе моральный калека и передвигаюсь исключительно на двух
моральных костылях, один из которых называется у меня "Ницше",
а другой -- "Шопенгауэром". Впрочем, это еще с какой стороны
посмотреть...)
Но, может, наш Уорвик -- элемент какого-то заговора против
всенародноизбранного. А может, он просто сделал ошибку, поддав-
шись соблазну славы, и теперь не знает, как достойно выкрутиться.
21.03.2003:
"Сильно круто и мерзко берешь. Не смей даже на одну доску
ставить себя, Уорвика и Гитлера."
Вы -- образованный околофилософский дурачок: очень правильный
и даже знающий, в какой руке держать нож, а в какой -- вилку.
Потому-то я и ценю Уорвика как оппонента, что другие мои оппо-
ненты -- вроде Вас, а то и хуже. Рядом с Вами даже этот абсур-
дист, этот востребованный маргинал -- интересная фигура. Он хотя
бы колоритен. Вы же уныло-предсказуемы в своей плоской правиль-
ности, так что не очень интересно Вас за что-то критиковать. Если
бы Вы в своей блеклости не были так типичны, я бы и вовсе не стал
на Вас реагировать. Но ведь таких, как Вы, -- по несколько особей
на всякой кафедре псевдофилософии, и вместе вы -- значительный
феномен. Из-за вашей братии понятие "философия" сегодня
ассоциируется с дерьмом, чепухой и мошенничеством. Вы -- вши,
сосущие кровь у Аристотеля, Спинозы, Юма, Шопенгауэра и им
подобных. Я за то и ненавижу современное общество, что в нем
образовалось огромное множество местечек, в которых такие, как
Вы, могут годами здравствовать и даже считаться хорошими людьми.
Вы не только не в состоянии посмотреть самостоятельным, свежим
взглядом на что бы то ни было (на того же Гитлера), но Вы даже не
в состоянии допустить, что кто-то другой способен так посмотреть.
Почему Вы настолько уверены в своем мнении на счет Гитлера? Вы
что -- неоднократно сталкивались с ним, лично беседовали, полу-
чали от него пивной кружкой по голове? Наверное, Вы все-таки
слышали такие слова, как "скептицизм", "вольнодумство", "непред-
взятость", "снисходительность". Но стоящий за ними смысл,
по-видимому, ускользает от Вас, потому что он совершенно чужд
складу Вашего ума. Вы своим пафосом праведной посредственности
вызываете у меня легкую брезгливость, а то и смех. А поскольку я
очень смешлив, то прошу Вас впредь воздерживаться от высказываний
по моему адресу, иначе я могу однажды надорвать себе живот в
припадке безудержного веселья.
Умоляю Вас, дорогой: молчите! В сравнении с такими мыследеяте-
лями, как Вы, я чувствую себя в интеллектуальном отношении чуть
ли не полубогом -- несмотря на свои многочисленные недостатки.
А это тоже очень опасно, так как может привести к обострению моей
едва залеченной мании величия, а у меня и без нее хватает всяких
проблем.
* * *
Надо ли запрещать тоталитарную секту так называемых методо-
логов? Допускаю, что вовсе не надо: она помогает выявлять людей
со специфическим дефектом мозгов; людей, не годных ни на какую
сколько-нибудь сложную умственную работу, но выглядящих очень
даже годными. Если не станет этой секты, подобные люди окажутся
менее отличимы от нормальных интеллектуалов и потому получат
возможность втискиваться во всякие творческие коллективы и зани-
маться там подрывной деятельностью. Впрочем, кроме секты методо-
логов, есть еще "современная философия" -- тоже довольно
действенная липучка для этих жужжучих мух.
25.03.2003:
"Вот тогда Задира от зависти вообще лопнет."
Дорогой! Я завидую такой огромной массе людей, что даже если
бы Вы в нее и попали, Вы оказались бы там совершенно незаметны.
"Вы завидуете нам! Завидуете!" -- кричали неонацистам возбуж-
денные педики.
"А всё из-за того, что Сталин мне завидует", -- сказал Гитлер,
направляя себе в рот пистолет.
"Они все завидуют моей имманентной свободе", -- ворчал бомж,
дожевывая чей-то хот-дог, извлеченный из мусорного бака.
* * *
"Задира Вы уже давно повторяетесь."
Неужели? Я неисчерпаем. И неповторим. Полагаю, Вам кажется, что
я повторяюсь, потому что от Вас ускользают некоторые нюансы моей
мысли. Но, может быть, это Вы исчерпаны -- по крайней мере, в
Вашей телевизионной ипостаси.
Человек с кое-какими умственными способностями (они у Вас есть)
может оправдываться до бесконечности, поэтому Ваши аргументы в
защиту себя не очень-то меня интересуют. Как всегда в наших раз-
говорах, Вы для меня -- в основном лишь творческий раздражитель.
Стимулятор Вы мой абсурдический! Хоть обратите внимание, с каким
упорством я обычно расставляю там и сям всякие "не очень-то",
"в основном" и т. п. (а где не расставляю, там подразумеваю -- уж
поверьте), стараясь -- упаси Боже! -- не вляпаться в категорич-
ность. Это шевелится, вызревает во мне большой специалист по
нюансам.
* * *
"Помните дробь Уильяма Джемса? Личность есть то, что получается
в результате деления объективной значимости человека на то, что
он о себе сам думает, т.е. самооценку. Для хороших людей значение
этой дроби равно или больше единице. Для бахвалов это значение
стремиться к нулю. Например у Задиры."
Бедный Вы мой! К таким вот простеньким формальным моделькам у
Вас, наверное, и сводятся всякие Ваши представления о человеке,
обществе и т. п. По правде говоря, я не помню никакого Уильяма
Джемса и тем более не помню его дроби. Хуже того, я даже не
считаю нужным их помнить. Зато я обычно пробую сообразить. И
поэтому я вижу большие сложности в определении "объективной
значимости" и особенно в определении ее знака. Вы-то сами какие
берете при этом интервалы для интегрирования по пространству и
по времени? И относительно каких субъектов и каких их ценностей
делаете замер? Далее, как Вы отличаете бахвальство, скажем, от
саморекламы, или от "самопсихотерапии", или от "взятия на понт",
или даже от шутки? А если приходится иметь дело с хорошо взбол-
танной смесью того, другого, третьего или даже и четвертого?
Кстати, вот Ваш уточненный диагноз ("формула Уорвика"):
формалист, вспоминатель (= эрудит), доктринер (= кальвинист),
общечеловек, извращенец в широком смысле и мазохист в частности,
личность с некритичным самовосприятием, легковозбудимый истеро-
идный шизоид, игрок, не без совести, не без способностей,
неугомонный и с большими амбициями.
Для сравнения -- диагноз для меня самого ("формула Задиры"):
интуитивист, нюансист, скептик, киник, антипрогрессист, осмотри-
тельный (трусоватый) агрессор, "самоед", легковозбудимый шизо-
идный истероид, не без совести, не без способностей, лентяй, но
тоже с большими амбициями.
Так что, думаю, в случае чего мы попадем в разные палаты. Но
в одно и то же учреждение. Мы даже сможем перестукиваться через
отопительную батарею. Кроме того, Вы сможете стучать на меня
главврачу, а я, соответственно, на Вас. Вдобавок Вы там будете
вести телепередачу "Псих и общество" по внутреннему телевидению,
а я -- готовить внутреннюю революцию и осуществлять в уборной
террористические акты против санитаров.
Я, случаем, не повторяюсь?
* * *
Дорогой М.!
У меня радостный день: я купил и уже читаю "Характеры и
анекдоты" Шамфора (Вы же знаете, какой я сноб в этом отношении!).
И что -- как Вы думаете -- я нахожу у Шамфора?! У него тоже был
некий М.! Правда, его М. -- не чета моему М., то есть Вам. Ну,
так ведь и я -- не Шамфор. По-видимому. О времена, о нравы...